Настройки отображения

Изображения

Параметры

Обычная версия

НОЯБРЬ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ – 2016

В ноябре мы обращаем внимание на важную дату - 360 лет со дня рождения  Эдмунда Галлея (8 ноября 1656 года).

Этот знаменитый астроном и математик в течение жизни провел наблюдения южного неба и составил первый каталог южных звезд, в 1682 году Галей создал собственную обсерваторию в одном из районов Лондона. Наиболее известные из достижений Эдмунда Галлея – создание метода расчета кометных орбит и открытие периодичности некоторых комет. Его имя носит комета – самая   известная комета из короткопериодических комет, период обращения которых менее 200 лет. Комета Галлея возвращается к Солнцу каждые 75-76 лет, предполагаемое следующее прохождение кометы через перигей ожидается в июле 2061 года. Важность других открытий Галлея неоспорима: он разработал метод определения расстояния от Земли до Солнца по результатам наблюдений за прохождением внутренних планет по диску Солнца, им начата программа позиционных наблюдений Луны, результаты которой использовал для точного определения ее орбиты.
19 ноября исполняется 305 лет со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста - Михаила Васильевича Ломоносова. Он   внес громадный вклад в  развитие науки и  культуры России. Его научные интересы во многих областях человеческого знания позволяют называть М.В. Ломоносова  выдающимся естествоиспытателем своего времени, который оставил ценное наследие потомкам. Особая миссия, что он основал Московский университет и Российскую академию наук. Многие отрасли знания обогатились трудами Ломоносова. Ученый создал несколько  оптических приборов, открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, высказал принцип сохранения материи и движения, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Открытия Михаила Ломоносова – крупнейшего деятеля XVIII века представляют неподдельный интерес для жителей планеты Земля в XXI веке.
Метеорный поток Тауриды в ноябре продолжает свою активность. Радиант расположен в созвездии Тельца. Две ветви потока – «северная» с максимумом, приходящимся на 5 ноября и «южная» –  12 ноября. Метеоры медленные, оба этих метеорных потока обладают низкой интенсивностью, не более 5-10 метеоров в час, но бывают очень яркие и могут быть хорошо заметны в ночном осеннем небе. Тауриды относятся к шлейфу кометы Энке,  самой короткопериодической кометы, период обращения которой составляет  3,3 года.
В текущем году известный звездопад Леониды приходится на временной промежуток с 10 по 30.11. Поток породила комета Темпеля –Туттля, которая недавно прошла наиболее удаленную от Солнца точку своей орбиты. Поэтому, можно наблюдать Леониды интенсивностью  лишь 10-15 метеоров в час, максимум  ожидается на 17.11. Метеоры имеют радиант в районе созвездия Льва. Следующие обильные метеорные дожди возможны не ранее 2031 года.
У Луны смена фаз будет выглядеть таким образом: 07.11. – фаза  первой четверти – в созвездии Козерога, 14.11. – полнолуние в  Тельце, 21.11. – фазу последней четверти наблюдать можно – во Льве,  новолуние 29.11. –наш естественный спутник будет в созвездии Скорпиона. Ноябрьское полнолуние можно обозначить суперлунием, так как оно будет совпадать с максимальным приближением Луны к Земле (Луна будет в перигее).

Расположение планет в небе ноября следующее:  Меркурий не видим, весь месяц в лучах Солнца;  Венера – на юго-западе непродолжительное вечернее время видимости:  09.11. пересечет границу созвездия Стрельца и будет в нем до окончания ноября (причём, улучшаться условия для наблюдения); Марс – будет виден в созвездии Стрельца в начале месяца, а затем перейдет в Козерога, 06.11.- Луна пройдет недалеко от красной планеты;  Юпитер – пребывает на утреннем небе в юго-восточной части горизонта, весь месяц в созвездии Девы; Сатурн – находится в созвездии Змееносца, невысоко над горизонтом. Нептун – в  Водолее, Уран – в созвездии Рыб.