Пришёл сентябрь – поворотное время года, когда Солнце обращает свой лик к зиме.

Вечера стали заметно длиннее. В дохристианской Руси счёт новолетия начинался с 1 сентября – времени сбора оброка и освобождения от налогов и обязательств. Память о древнем календаре земледельцев несёт также начало учебного года во всех школах мира, где новый учебный год начинается с 1 сентября. Знание и ведение календаря, счёт времени, умение ориентироваться на местности по Солнцу и звёздам – это самые главные и необходимые знания для выживания рода и племени, которые бережно сохранялись, накапливались, передавались из поколения в поколение. Самые мудрые Старцы - Учителя ведали ими и передавали свои знания непоседливым внукам в неспешных беседах у костра. Так что школы существовали, сколько жив род людской.
Дневное светило в своём годовом движении по эклиптике 16.09 перебирается из созвездия Льва в созвездие Девы и 23.09 меняет зодиакальный знак Девы на знак Весов. Куда более быстрая Луна, обегая зодиак за месяц, начинает свой бег в сентябре в созвездие Весов. Молодой серп 1.09 виден ранним вечером на западе в 150 над горизонтом чуть левее Сатурна над Марсом. Обе планеты сейчас имеют одинаковый блеск 0.6m и вместе с Месяцем составляют 1.09 живописный треугольник. На следующий день 2.09 Луна в стадии первой четверти в Змееносце, 8 встречается с Нептуном в Водолее, 9 полнолуние и 10 встреча с Ураном в Рыбах.
Планеты постепенно сокращают пребывание на тёмном небе, группируются вокруг Солнца: Марс и Сатурн к заканчивают свою вечернюю видимость к концу сентября, Венера заметна перед самым восходом Солнца во Льве, 24 перебирается в созвездие Девы к Солнцу на дневную сторону, где также пребывает Меркурий. Только Юпитер наращивает свою утреннюю видимость и виден в Раке в предутренние часы до 4.5 часов, Уран в Рыбах и Нептун в Водолее можно наблюдать с вечера до утра.
В сентябре после роскошного августовского звездопада некоторое затишье, можно ловить лишь редкие метеоры двух слабых метеорных потоков. Поток Альфа-Ауригид дрейфует по созвездию Возничего и активен с 25.08 по 8.09. Он очень нерегулярный, и часто совсем не наблюдается. В ночь на 1.09 в прошлом году была успешная охота за его метеорами. К сожалению, у нас в момент острого пика активности было 9 утра. Метеоры Ауригид быстрые и очень яркие, часто со шлейфами. Интересно, будет ли он активен в этом году? Весь сентябрь проявляет слабую активность поток Писциды, радиант которого расположен в Рыбах, кульминирует после полуночи. У него два слабых пика активности 9.09, ожидается до 10 метеоров в час и 21.09 около пяти в час.
Сентябрь богат на знаменательные даты космонавтики. Стартовавшая 6.04.1973г. к Сатурну вторая МПАС «Пионер-11» передала на Землю 35 лет назад 1.09.1979г. первые космические снимки окольцованной планеты. Она обнаружила тонкую структуру колец и заметное магнитное поле у Сатурна, затем направилась за пределы Солнечной Системы, связь с ней оборвалась в 1995г. Самый быстрый посланец к далёким планетам «Вояджер-1», старт которого состоялся 37 лет назад 5.09.1977г. через 5.5 лет после «Пионера-11», прибыл к Сатурну в ноябре 1980г. и передал на Землю множество великолепных снимков Сатурна и его спутников, открыл тёмные кольца у Юпитера, плотную атмосферу у самого большого спутника Сатурна Титана, газовые гейзеры на светлом Энцеладе. Изменив траекторию движения под действием притяжения Сатурна «Вояджер-1» устремился за пределы Солнечной Системы, оставаясь и сегодня бесспорным лидером по преодолению космических расстояний. За 37 лет пути он прошёл 19 миллиардов км и вышел за пределы плазменного пузыря вокруг Солнца -гелиосферы, защищающего Солнечную Систему от влияния межзвёздной среды. Но чтобы достичь гравитационной границы СС ему понадобится ещё 300 лет, однако, энергия в изотопном источнике у Вояджера-1 закончится уже к 2020г., и он больше не сможет посылать на Землю свои сигналы. В марте 2013г. этот КА сделал ещё одно открытие, вместо ослабления и замедления солнечной плазмы им было обнаружено резкое ускорение солнечного ветра при сохранении вектора магнитного поля, так была обнаружена совершенно неизвестная зона «магнитная магистраль».
11.09.1935 родился космический сын Алтая Г.С. Титов, а 155 лет назад появился на свет 17.09.1789г. К.Э. Циолковский, родоначальник и вдохновитель космических путешествий землян.
55 лет назад 14.09.1959г. была произведена первая посадка на Луну в море Дождей, КА «Луна-2»,СССР, а 24.09.1970г. КА «Луна-16» доставил на Землю первый лунный грунт.
Уильям Гершель 225 лет назад 17.09.17897г. открыл второй спутник Сатурна Мимас.