Уже не в первый раз небо в новогодние праздники посылает нам яркие кометы.

Вот и в этот Новый 2015год в северное полушарие перешла комета, открытая 17августа 2014г. австралийским астрономом Терри Лавджоем. Тогда она выглядела в поле сильного телескопа слабым туманным пятнышком в экваториальном  созвездии Парусов блеском менее 15m. Надо сказать, что Лавджой невероятно везучий охотник за кометами, это уже пятая открытая им комета. Первые определения элементов орбиты показали, что комета относится к классу сверх долгопериодических, и это её уже, как минимум, второе пришествие внутрь Солнечной Системы, первое случилось одиннадцать с половиной тысяч лет назад, следующее возвращение ожидается не раньше, чем через восемь тысяч лет. Сегодня определены элементы её орбиты: период обращения 14234 лет, наклон к эклиптике 80.30, афелий 1173.4 а.е.=175995 млн.км, перигелий 1.29.а.е.=193.5 млн.км.
    Впервые комету на наших широтах можно было увидеть в бинокль в новогоднюю ночь в созвездии Зайца, однако свет яркой почти полной Луны мешал её наблюдениям (5.01 полнолуние). Появившись на вечернем небе в наших широтах, комета стремительно, по нескольку градусов в сутки перемещается к северу по самому красивому участку небосвода, правее созвездий Ориона и Тельца. Убывающая Луна с 7.01 не мешает наблюдениям, 13.01 она в фазе последней четверти, каждые сутки смещается к востоку на 150 и восходит под утро. 7.01 хвостатая странница подошла ближе всего к Земле, на расстояние 0.47а.е.=70.5 млн. км, продолжая движение внутрь Солнечной Системы, 30.01 она пройдёт точку перигелия, достигнув ближайшего к Солнцу расстояния 1.29а.е.=193.5млн км, расстояние её от Земли увеличится к этому моменту до 110млн. км.
В середине января наступило самое лучшее время для наблюдений кометы, были бы только ясные вечера: Луна ушла, к 19 часам уже совсем темно, а комета поднимается на 500 над юго-восточным горизонтом и видна большую часть ночи. После 20:00 в той же стороне неба появляется и сверкающий Юпитер во Льве. Несмотря на то, что комета уже удаляется от Земли, блеск её продолжает увеличиваться, так как она всё ближе к Солнцу. К середине января интегральный блеск кометы достиг 4.5m, и она отчётливо видна невооружённым глазом на тёмном небе при отсутствии подсветок от горящих уличных фонарей. В бинокль она выглядит туманным круглым пятном зеленоватого цвета, размером с полную Луну со сгущением в центре. Это псевдоядро кометы – наиболее плотная часть образовавшейся под действием солнечного излучения атмосферы, так называемая кома, или голова кометы. Само ядро, твёрдая, не растаявшая фракция из твёрдых смёрзшихся газов, пыли и скальных вкраплений диаметром в несколько км совершенно чёрное и невидимо. Зеленоватый цвет даёт свечение под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца ионы углекислого газа. Комета успела отрастить длинный красивый тонкий хвост более 60 длиной, направленный вправо от комы. Однако чтобы его обнаружить, нужно сделать фотоснимки с большой экспозицией (несколько минут) с помощью телескопа.
    Когда же и как наблюдать комету Лавджоя? Впереди две наиболее комфортных недели для наблюдений, блеск кометы остаётся на уровне +4m. Ориентиром служат созвездие Ориона, Тельца, Овна, Персея и Кассиопеи. Найдите на юго-востоке после 19 часов красивейшее созвездие Орион, напоминающее фигуру человека, схваченную в талии алмазным поясом из трёх звёзд. Первоначальный ориентир нижняя левая очень яркая звезда Ригель, расположенная на правом колене Ориона, верхний ориентир созвездие Кассиопеи, которое в это время пересекает зенит. Проведите через них мысленно линию, проходящую через Плеяды –яркую кучку звёзд в созвездии Тельца. Вдоль этого направления,  примерно в 70 правее и движется к северу комета:  16.01 она вступила в созвездие Овна, 16-20 под Плеядами, 29 под яркой, дьявольски подмигивающей красной звездой Алголь из Персея. В день прохождения перигелия 30.01  она в созвездии Треугольника, а 2.02  пройдёт в половине градуса от Гамма Андромеды, яркой звезды, крайней левой в цепочке из 4 звёзд, обозначающих оковы эфиопской принцессы. Пройдя перигелий 30.01, комета начнёт тускнеть, но будет ещё хорошо видна до марта, войдя 4.03 в созвездие Кассиопеи.
В середине января она отчётливо видна в ясные вечера при отсутствии подсветки городских огней на юго-востоке на высоте около 500, к полуночи поднимается выше всего на юге, видна на ночном небе в течение 8 часов. Найдите в бинокль туманный зеленоватый шарик кометы, воспользовавшись указанными ориентирами, и любуйтесь кометой Лавджоя, не пытаясь разглядеть эфемерный тонкий красивый хвост, направленный вправо от головы кометы. Его можно получить только на фото с экспозицией несколько минут при помощи телескопа с компенсатором вращения Земли.
Если у вас есть зеркальная камера и штатив, попробуйте сфотографировать комету, укрепив камеру на штативе, с экспозицией 10-30 секунд. Больше экспозицию брать не стоит, так как вращение Земли размажет следы звёзд и кометы, превратив их в чёрточки.
Вечером 10.01 примерно в 18 часов многие жители Западной Сибири могли наблюдать полёт яркого болида, скорее всего, упавшего в красноярской тайге крупного метеорита и принять его за комету. Его удалось снять на видеокамеру жителю Красноярска, этот видеоролик представил журналист Викентий Чекушин. Возможно, очевидцы, видевшие это редкое явление, приняли его за комету Лавждоя  С/2014 Q2. Не спутайте, болид движется по небу быстро, оставляет за собой яркий след в виде хвоста и исчезает в течение секунд или минут. Комета же не оставляет за собой след (она за пределами земной атмосферы) и в миллионах километров от нас, поэтому в течение ночи не меняет своё положение относительно окружающих звёзд.
Удачных наблюдений!

Автор астрофотографии Геральд Реманн (Gerald Rhemann) из Австрии. Снимок был сделан 23 декабря прошлого года на 12-дюймовом телескопе в Намибии.