Август астрономический 2023

В завершении летнего периода звёздное небо становится ещё красочнее и насыщеннее для наблюдений. Выразителен летне-осенний треугольник, так как сочетание ярких звёзд из созвездий Лебедь, Лира, Орёл позволяет сориентироваться в россыпи звёзд характерного Млечного Пути. А хорошая вечерняя и ночная видимость планет – Юпитера, Сатурна порождает астрономический азарт отыскать спутники планет-гигантов (естественно, при ясной безоблачной погоде).

Ежегодно в культурно-просветительском центре «Планетарий» отмечают важную космическую дату – полёт «Алтайского «Орла», в этом году – 62 года. В звёздном зале будет проведено памятное чтение, посвященное 1-му длительному полету Германа Титова, который состоялся 6 августа 1961 г. В воскресный день, 6 августа перед детскими сеансами (11:00 и 13:00) в звёздном фойе планетария будет представлена творческая мастерская «Любовь к космосу!» Такое коллективное изобразительное творчество предполагает запуск фантастических ракет, скоростной полёт возле планет Солнечной системы, Луны и далёких звёзд.

8 августа – знаменательная дата - 75 лет со дня рождения летчика-космонавта СССР Светланы Савицкой (1948 г.). Это первая женщина, совершившая выход в открытый космос 25 июля 1984 года. В качестве бортинженера корабля «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» с 17 по 29 июля 1984 года Светлана Евгеньевна с Владимиром Джанибековым выполняла непростую задачу – необходимо было выйти за пределы станции и испытать специальный сварочный аппарат. «В открытом космосе электронным лучом они резали металл, варили – проверяли инструмент на всех режимах», такие воспоминания были в сюжете телестудии Роскосмоса. Таким образом, первый выход женщины в открытый космос длился 3 час. 35 мин., и задание было выполнено безупречно.

Августовский метеорный поток - Персеиды, можно наблюдать с 17.07. по 25.08., его породила комета Свифта-Туттля (1862 III), возвращающаяся к Солнцу каждые 130-135 лет. Активность достигает 110-120 метеоров в час, особенно, когда отмечается максимум – в ночь на 13 августа. Красивые вспышки Персеид начинают проявляться с 23 часов по мест.вр., затем интенсивность потока, нарастает, и к периоду утренней зари росчерки в небе становятся всё заметнее. Радиант потока находится в созвездии Персея – довольно обширном по площади, граничащим с узнаваемой Кассиопеей. Удобные условия для наблюдателя – открытые пространства за городом, ориентируясь на восточную, юго-восточную части горизонта. Причем, Персеиды, как отмечают астрономы, есть возможность для наблюдения только в северном полушарии, очень комфортное время в Сибирском регионе.

Солнце: в начале месяца будет располагаться в созвездии Рака, а 11.08. - переместится на площадку созвездия Льва.

Луну можно будет наблюдать при смене фаз так: 02.08. – полнолуние в созвездии Козерога (суперлуние), 08.08. – фаза последней четверти на площадке созвездия Овен (с близостью Юпитера на утреннем небе), 16.08. – фаза новолуния произойдёт в созвездии Льва, 24.08. – фаза первой четверти – в границах Скорпиона, 31.08. - полнолуние в созвездии Водолей, это суперлуние с наибольшим сближением Луны и Земли – 355 352 км., при среднем расстоянии равном 384 403 км. Причем, принято считать средним расстоянием до Луны или, как говорят астрономы, «большой полуосью орбиты Луны». И так как, Луна вращается вокруг Земли по эллиптической орбите, значит, в какой-то момент она будет находиться дальше, а в какой-то, наоборот – ближе.

Расположение планет в небе следующей конфигурации: Меркурий – на протяжении месяца находится в созвездии Льва, 23.08. – сменит движение на попятное, условия для наблюдений планеты – неблагоприятные; Венера –в первой половине месяца пребывает на площадке созвездия Льва, затем,13.08. – переходит в созвездие Рака, и в эту же дату соединение с Солнцем, во второй половине месяца допустим кратковременный период наблюдений в красках вечерней зари, над западной стороной горизонта, около 18 ч. мест.вр., особенно за городом и в предрассветный период над восточным горизонтом (около 5:30-6:00); Марс – на начало месяца планета находится в созвездии Льва, и 18.08. перемещается в Деву, невооруженным глазом некомфортно наблюдать; Юпитер – располагается в созвездии Овна весь месяц, можно увидеть планету на ночном и утреннем небе, над восточным, юго-восточным и южным горизонтом, 08.08. – стареющая Луна будет рядом с планетой в предутренний промежуток времени, в бинокль можно рассмотреть галлилеевы спутники; у Сатурна – противостояние с Солнцем случится 27.08. - расположение планеты в созвездии Водолей на протяжении всего месяца, в ночном небе и до утренней зари благоприятно наблюдать невооруженным глазом на юго-восточной стороне горизонта. Уран – находится в созвездии Овен; Нептун – располагается в созвездии Рыбы.

Желаем вам космических успехов, надежд и новых открытий в наблюдениях за звёздным небом!

При подготовке материала статьи использованы данные сайтов и информационных изданий: www.astronet.ru, www.nkj.ru, www.novosti-kosmonavtiki.ru, www.apr.planetariums.ru